Главная » Статьи » Работа с родителями

Родительское собрание по теме «Формирование у детей ответственности»

Тема «Формирование у детей ответственности»

Цель: психологическое просвещение родителей по проблеме формирования у детей ответственности.

Форма проведения: семинар.

Участники: родители учащихся с 1 по 4 класс.

Подготовительная работа: памятки родителям «Об ответственности» 

 

ХОД СОБРАНИЯ

Вступление.

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с вами попытаемся разобраться, что представляет собой чувство ответственности, и каковы возможности его формирования у детей.

Основная часть.

Каждый из вас понимает, как важно развивать чувство ответственности в детях. Ответственность – это особое качество, которое не дается человеку от рождения, а развивается с годами. Некоторым это дается легко, другим же приходится прикладывать усилия и напрягать волю. 

Очень часто ответственность путают с послушанием. Но эти два качества  не одно и то же. При послушании от ребенка просто требуют выполнения порученного. А быть ответственным – значит самостоятельно принимать решение и осознанно его выполнять.

СОСТАВЛЯЮЩИМИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ являются:

1. Понимание задачи.

Это знание того, что нужно сделать и как это сделать. Ребенок многое понимает по-своему. Для ясного понимания задачи нужно, чтобы родители и ребенок все четко обсудили между собой.

2. Согласие с поставленной задачей.

У ребенка должен быть выбор («Что ты будешь делать: возьмешь пылесос или вытрешь пыль?»). Если есть выбор, то чувство ответственности будет проявляться на практике.

3. Умение самостоятельно мотивировать свои действия.

Родители должны учить подрастающего ребенка не только слушаться старших, но и научить его самодисциплине. Можно помочь ему в этом, поощряя похвалой, а по мере взросления он научится видеть перспективу, а не сиюминутный выигрыш.

УРОВНИ ВОСПИТАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ. Ребенок в качестве помощника.

Впервые принимаясь за какое-то дело, многие дети нуждаются в моральной поддержке и присутствии взрослого. Желательно вместе выполнять разные дела.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ. Ребенок нуждается в напоминании и контроле.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ. Ребенок выполняет задание самостоятельно.

Ребенок не только сам выполняет всю работу, но и не нуждается в напоминании. Переход на данный уровень – цель наших усилий.

УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

1. Самоуважение.

Все дети нуждаются в положительной самооценке. Уверенный в себе ребенок легче справляется с любой задачей.

2. Разумные ограничения.

Они дают ребенку чувство защищенности, позволяют ему вести себя правильно в обществе, где соседствуют разные ценности.

3. Продолжительность и постепенность.

Ребенок не может стать ответственным сразу, по мановению волшебной палочки. Это происходит постепенно, на протяжении многих лет. Предоставляйте ребенку возможность проявлять самостоятельность, развивать свои способности, но учитывайте его возраст и опыт.

Нужно учитывать, что все дети разные: определите, что для вас наиболее важно, что приемлемо для вашего ребенка.

Для этого:

- поймите природу своих претензий, определите свои цели;

- учитывайте возрастные особенности ребенка;

- принимайте в расчет особенности характера ребенка;

- учитывайте опыт ребенка – то, что он уже умеет делать: даже неудачный опыт может принести пользу.

Упражнение «Определение ответственности».

Сейчас я предлагаю вам, уважаемые родители, определить, что лежит в основе ситуаций, которые я зачитаю – ответственность, послушание или что-то другое.

Психолог зачитывает ситуации, а родители отвечают.

1. Маша быстро моет посуду, потому что знает, что не сможет посмотреть фильм, пока этого не сделает. (Послушание).

2. Аня любит читать. По возращении из школы в понедельник она сразу же приступает к выполнению домашнего задания по чтению, хотя спрашивать её будут не раньше пятницы. (Ответственность, т.к. девочка могла бы читать любую другую книгу).

3. Коля хочет попасть на соревнования по плаванию. Каждый день он ходит в бассейн и тренируется. (Ответственность).

4. Ваня обещал принести книгу своему школьному товарищу, но забыл. (Ни послушание, ни ответственность).

Упражнение «Уровни ответственности».

А сейчас я предлагаю попрактиковаться в определении уровня ответственности.

Психолог зачитывает ситуации, а родители отвечают.

1. Дима выносит мусор сразу, как только ему об этом напомнят родители (Нуждается в контроле – второй уровень).

2. По субботам Оля пылесосит в квартире ковры и только потом идет играть на улицу (Все делает самостоятельно – третий уровень).

3. Женя убирает ванную комнату без чьих-либо просьб, но часто забывает что-нибудь сделать (Нуждается в контроле – второй уровень).

4. Кира согласилась делать уборку в своей комнате, но ей нужно постоянно помогать, иначе она будет отвлекаться. (Нуждается в помощи – первый уровень).

Рефлексия.

По окончании работы родители высказывают свое мнение, задают вопросы. Психолог вручает памятку «Об ответственности».

Памятка.

 Быть ответственным –
значит самостоятельно принимать решение и осознавать необходимость действия.

Компоненты ответственности:

- понимание задачи,
- согласие с поставленной задачей,
- умение самостоятельно мотивировать свои действия.

Дети часто копируют поведение своих родителей.

Уровни ответственности:

Первый уровень. Ребенок в качестве помощника.
Второй уровень. Ребенок нуждается в напоминании и контроле.
Третий уровень. Выполняет задание самостоятельно. 
Условия воспитания ответственности:

- самоуважение,
- разумные ограничения,
- продолжительность и постепенность,
- учет возрастных и индивидуальных особенностей,
- учет личного опыта.

 

 

Категория: Работа с родителями | Добавил: OlgaNosova (08.01.2019)
Просмотров: 56 | Теги: работа с родителями Создать сообщение в своем блоге

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
avatar